Главная | Семейное право | Понятие государственных информационных ресурсов

Вопрос 1. Понятие информационных ресурсов России

Характеристика проблемы Информационные ресурсы являются необходимым условием эффективной деятельности во всех сферах жизни общества. Количество и качество информационных ресурсов, степень их использования на рубеже XXI века становятся определяющими факторами уровня развития страны и ее статуса в мировом сообществе. Информационные ресурсы России по своему объему и широчайшему тематическому спектру соответствуют масштабам территории, экономики, людским, природным, культурным и иным ресурсам страны.

Информационные ресурсы формируются в организациях и на предприятиях всех форм собственности и подчиненности в ходе их деятельности в хозяйственной, научной, социальной или любой иной сфере. В их состав входят разнообразные по содержанию, структуре, технологии формирования и организации информационные массивы: Значительная часть информационных ресурсов России создана на средства государственного бюджета и сосредоточена в государственном секторе. К числу наиболее значимых государственных информационных ресурсов относятся следующие массивы информации: Информация о природных ресурсах, явлениях и процессах, сосредоточенная в нескольких секторах информационной сферы: Единой информационной системе недропользования Федеральный геологический фонд и его филиалы , Государственном банке цифровой геологической информации, водном и лесном кадастрах, музейно-библиотечных и коллекционных фондах, фондах эталонов минерального сырья и кернового материала; метеорологическая информация и информация об охране окружающей среды метеорологическая, аэрологическая, гидрологическая, океанографическая, агрометеорологическая и др.

Подробный анализ состава, структуры и состояния государственных информационных ресурсов России содержится в регулярно подготавливаемом Минсвязи России Национальном докладе "Информационные ресурсы России".

Удивительно, но факт! Главные типы электронной информации Классификация информационных ресурсов информатика прямо на это указывает в самом общем случае подразумевает два основных типа ИР по критерию режима использования:

За последние годы произошла существенная эволюция информационных потребностей. Снизился интерес к научно-технической информации, но резко возрос интерес к экономической, финансовой и правовой информации, особенно связанной с правами собственности. Управление созданием информационных ресурсов государственных органов и организаций обычно осуществляется в рамках решения конкретных задач или выполнения отдельных функций этих органов и организаций и как особая сфера управления чаще всего не выделяется.

В результате затруднен эффективный обмен полезной информацией между государственными организациями и, тем более, между различными ведомственными структурами, а также многоцелевое использование государственных информационных ресурсов. Определенными положительными явлениями на этом фоне являются сохранение стабильности функционирования Государственной системы статистики и Архивного фонда Российской Федерации, методическое руководство библиотечной сетью России со стороны Минкультуры России, воссоздание ГСНТИ под руководством Минпромнауки России и некоторые другие примеры согласованного формирования и использования информационных ресурсов, содержащих сведения, предоставляемые организациями различной ведомственной и территориальной принадлежности.

Для органов власти всех уровней остаётся характерным отсутствие ориентации создаваемых информационных ресурсов на массовое информационное обслуживание населения по вопросам, связанным с деятельностью этих органов. Это способствует сохранению закрытости и недемократичности российской власти.

Понятие государственных информационных ресурсов хотелось

Действующее законодательство не создало механизмов регулирования правовых отношений в области государственных информационных ресурсов, не раскрывает способов реализации прав государства как собственника, не конкретизирует объем прав их создателей, а низкая культура договорных отношений не позволяет органам исполнительной власти чётко, однозначно и в полной мере регулировать процессы их формирования и использования. Практически отсутствует координация создания федеральными и региональными органами государственной власти информационных фондов и баз данных о юридических и физических лицах и правоотношениях между ними.

Это отрицательно отражается на полноте и актуальности этих ресурсов и приводит к значительному дублированию работ по их созданию и ведению.

Понятие государственных информационных ресурсов позабыли, что

Повсеместно недооценивается экономическая значимость созданных государственных информационных ресурсов. Следствием этого является неполнота, а нередко и полное отсутствие бухгалтерского учёта этих ресурсов в организациях и на предприятиях. Полного реестра созданных и действующих в стране государственных информационных ресурсов нет. Однако они не гарантируют полноту регистрации и учета соответствующих ресурсов и не отслеживают права собственности на них. Задачи управления государственными информационными ресурсами до сих пор решаются в основном в узких рамках интересов отдельных ведомств, что не приносит желаемого эффекта.

Преодоление межведомственных барьеров и информационной закрытости, развитие информационных ресурсов, соответствующих задачам страны в начале XXI века, возможно только на основе выработки общегосударственных, согласованных решений в области управления государственными информационными ресурсами и, в целом, на основе четко сформулированной и эффективно реализуемой государственной информационной политики. Цели Концепции управления государственными информационными ресурсами Целями государства в области управления информационными ресурсами является создание необходимых условий и эффективных механизмов для осуществления следующих функций: Достижение этих целей связано с решением большого числа комплексных управленческих задач, основными из которых являются: Целью данной Концепции является определение методов и механизмов, при помощи которых государство решает перечисленные задачи.

При определении целей и методов управления в рассматриваемой сфере настоящая Концепция в значительной мере опирается на положения Концепции государственной информационной политики. Концепция должна способствовать обеспечению согласованности и эффективности действий государственных органов, организаций и должностных лиц по управлению информационными ресурсами при одновременном учете особенностей задач различных уровней государственного управления и особенностей конкретных видов информационных ресурсов. Концепция относится, прежде всего, к управлению процессами формирования, защиты и использования информационных ресурсов, являющихся объектами государственной собственности.

Государственными информационными ресурсами по праву собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с п. Кроме того, Концепция должна служить ориентиром для должностных лиц всех государственных предприятий и учреждений, представителей государства в органах управления иных коммерческих и некоммерческих организаций по вопросам управления информационными ресурсами, создаваемыми полностью или частично на собственные средства этих организаций.

В связи с изложенным управление государственными информационными ресурсами в рамках данной Концепции понимается как система согласованных решений и действий государственных органов, организаций и должностных лиц по организации формирования и защиты всех информационных ресурсов в государственном секторе и их использования в интересах государства и общества в целом. Проблемы выбора и реализации технологий формирования, защиты и использования конкретных информационных ресурсов лежат за рамками настоящей Концепции.

Основные механизмы реализации Концепции связаны с совершенствованием на ее основе нормативного обеспечения процессов создания, функционирования и использования государственных информационных ресурсов. Это совершенствование должно обеспечить уточнение состава и способов реализации прав владения и распоряжения рассматриваемыми информационными ресурсами, определение правил бухгалтерского учета данных объектов и их оценки, усиление ответственности органов государственной власти - заказчиков ресурсов за их эффективное использование, стимулирование активности предприятий - создателей государственных информационных ресурсов по их широкой реализации.

Особое значение имеет создание на единой методологической основе системы нормативных актов, реализующих положение п. Для реализации положений Концепции могут применяться определенные рыночные механизмы, прежде всего, в части стимулирования развития информационного рынка в стране. Следует, однако, учитывать, что рыночные отношения не являются доминирующими для сферы государственных информационных ресурсов, так как они предназначены для обеспечения государством конституционных прав граждан на информацию, а также для обеспечения самих процессов государственного управления.

В связи с подобными особенностями использования государственных информационных ресурсов чисто экономический эффект от реализации Концепции не может быть признан доминирующим критерием для ее оценки, а точное определение такого эффекта затруднено. В то же время, достижение требуемой Концепцией согласованности действий органов исполнительной власти по созданию и использованию информационных ресурсов способно обеспечить значительный уровень оптимизации распределения и расходования средств государственного бюджета.

Социальный и политический эффект от реализации Концепции заключается в создании условий для повышения эффективности и согласованности работы всех звеньев аппарата государственного управления, обеспечения прав граждан на информацию, расширения возможностей граждан по удовлетворению своих законных потребностей в социальной, экономической, культурной сферах.

Основные функции управления государственными информационными ресурсами Характеристики объектов управления и состав субъектов, действия которых регламентируются, на различных уровнях государственного управления различаются, однако принимаемые на них решения должны быть согласованными и взаимосвязанными. Это достигается за счет общности и взаимосвязанности основных функций управления государственными информационными ресурсами с учетом задач и особенностей конкретных уровней управления.

К этим основным функциям, необходимым для решения задач, перечисленных в разделе 2. Для организации управления государственными информационными ресурсами особое значение имеет определение полномочий и обязанностей органов и организаций по отношению к конкретным информационным ресурсам. Для выполнения этой задачи используются различные методы - от принятия федеральных законов и создания крупных баз метаданных на федеральном уровне до конкретных должностных инструкций и элементарных директорий используемых файлов на уровне организации.

Однако все эти методы должны быть совместимыми и соответствующими единой государственной политике в области управления государственными информационными ресурсами. Определение полномочий и обязанностей по управлению государственными информационными ресурсами связано, прежде всего, с определением состава субъектов, выполняющих перечисленные выше функции, а также с уточнением правоотношений между этими субъектами. Организация управления государственными информационными ресурсами Государственные информационные ресурсы являются неотъемлемой частью обеспечения деятельности любых государственных органов власти, государственных организаций и предприятий.

Подавляющая часть информационных ресурсов государственных органов и организаций содержит информационные массивы и продукты, отражающие результаты деятельности этих организаций в той или иной сфере. По этим причинам управление государственными информационными ресурсами должно осуществляться непосредственно в процессах государственного управления. В сложившейся структуре государственного управления в том числе, управления информационной деятельностью , можно выделить три параллельно существующие схемы управления схемы А, Б, В.

Функциональная межведомственная схема - орган исполнительной власти осуществляет функции управления по отношению к данному виду деятельности, независимо от ведомственного или регионального подчинения организации, осуществляющей эту деятельность. Ведомственная иерархическая схема - орган исполнительной власти руководит всеми функциями подчиненных ему организаций.

Несмотря на то, что информационные ресурсы различных ведомств пересекаются по своему составу, управление их созданием и использованием реально чаще всего осуществляется по иерархической ведомственной схеме. Региональная схема - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации руководит функциями организаций, расположенных на данной территории. В полной мере региональная схема управления реализуется по отношению к организациям регионального подчинения, но многие функции управления, в частности координация деятельности, фактически осуществляются по отношению ко всем организациям региона.

Различные функции управления одним и тем же объектом могут осуществляться по различным схемам, что часто создает весьма сложные и противоречивые ситуации. При управлении столь большим и неоднородным объектом, как информационные ресурсы, особенно важно найти правильные соотношения между применяемыми схемами управления, объектами и конкретными функциями управления. В соответствии с общей структурой государственного управления, можно выделить следующие уровни управления государственными информационными ресурсами: На федеральном уровне в наибольшей степени характерно применение всех трех перечисленных выше схем управления.

Управление формированием государственных информационных ресурсов, обеспечивающих и отражающих деятельность определенных отраслей народного хозяйства и направлений деятельности и координация использования информационных ресурсов внутри этих отраслей осуществляется по схеме Б соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Виды информационных ресурсов и их классификация

Министерства и ведомства должны обеспечить также контроль управления информационными ресурсами на уровне подчиненных им государственных организаций и предприятий. Аналогичным образом Федеральное Собрание Российской Федерации, органы прокуратуры и судебные органы федерального уровня обеспечивают управление формированием и использованием собственных информационных ресурсов и контроль управления информационными ресурсами подчиненных им организаций и предприятий.

Особую роль для организации управления государственными информационными ресурсами в масштабе всей Российской Федерации играет осуществление методического руководства, координации и контроля формирования и использования отдельных видов информационных ресурсов независимо от их отраслевой или региональной принадлежности.

К таким информационным ресурсам, нуждающимся в осуществлении ряда управляющих функций на межведомственной основе схема А , относятся библиотечные фонды, ресурсы научно-технической информации, архивные фонды, государственная статистика, картографическая информация и ряд других видов информационных ресурсов.

Правовая природа государственных информационных ресурсов

В настоящее время функции межведомственной координации и управления по отношению к перечисленным видам государственных информационных ресурсов выполняют соответственно Минкультуры России, Минпромнауки России, Росархив, Госкомстат России, Роскартография. Четкое определение функций межведомственного управления отдельными видами государственных информационных ресурсов, перечня видов информационных ресурсов, требующих применения данной схемы управления, закрепление функций методического руководства и координации формирования таких информационных ресурсов являются ключевыми и неотложными задачами организации управления государственными информационными ресурсами на федеральном уровне.

Наибольшее значение имеет разграничение функций ведомственного и межведомственного управления в области организации использования государственных информационных ресурсов для непосредственного обеспечения процессов государственного управления, в особенности для принятия решений в органах государственной власти Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Конституционный, Высший арбитражный, Верховный суды Российской Федерации, а также Администрация Президента Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации и представители Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Координация работ по управлению государственными информационными ресурсами для данной сферы возлагается на ФАПСИ. При организации управления информационными ресурсами региональных и межрегиональных органов и организаций федерального подчинения необходимо сочетать ведомственную и территориальную схема В схемы управления.

Общая координация формирования и использования информационных ресурсов указанных органов и организаций, а также организация их взаимодействия с информационными ресурсами соответствующих субъектов Российской Федерации должна осуществляться под руководством полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

При организации управления федеральными информационными ресурсами в регионах следует учитывать утвержденную Правительством Российской Федерации схему взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах. На региональном уровне управление государственными информационными ресурсами осуществляется согласованно органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией и уполномоченными ими организациями.

Необходимо, чтобы в каждом субъекте Российской Федерации был определен орган организация , ответственный за координацию, организационное и методическое обеспечение работ по управлению информационными ресурсами. В целях повышения согласованности действий по управлению формированием государственных информационных ресурсов на федеральном и региональном уровнях компетенция и полномочия органов исполнительной, законодательной и судебной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации должны быть достаточно полно отражены в договорах о разграничении полномочий, совместном ведении или соответствующих положениях о федеральных органах власти.

Для повышения эффективности управления, в каждом таком органе должна быть определена персональная ответственность руководителей и должностных лиц за формирование информационных ресурсов и контроль исполнения, как в самом органе, так и в подведомственных организациях. На уровне предприятий и организаций осуществляется управление информационными ресурсами в целях информационного обеспечения их основной деятельности и выполнения установленных законодательством и иными нормативными документами обязанностей по информированию органов государственной власти, других организаций и граждан.

Ответственность за проведение государственной политики в области управления информационными ресурсами на государственных предприятиях и в учреждениях несет руководитель предприятия учреждения. В организациях, обладающих значительными и разнообразными информационными ресурсами, желательно определять конкретного специалиста, ответственного за организацию и координацию работ по формированию, защите и использованию информационных ресурсов.

Большое значение имеет организация взаимодействия в области управления формированием информационных ресурсов с органами местного самоуправления. Имеющиеся значительные муниципальные информационные ресурсы, не являясь согласно действующему законодательству государственной собственностью, во многих случаях являются основой для создания государственных информационных ресурсов.

Удивительно, но факт! Унифицированная система учётной и отчётной бухгалтерской документации предприятий. Таким образом, документ следует отличать от материального носителя, на котором закреплена информация.

Государственное регулирование процессов формирования и использования информационных ресурсов на муниципальном уровне должно осуществляться как на законодательной основе, в части предоставления обязательной информации, так и на договорной основе в рамках взаимообмена или приобретения необходимой информации. При этом большую роль могут играть методы экономического стимулирования избирательного финансирования информационной деятельности и информационного обеспечения населения. Отдельные функции управления государственными информационными ресурсами могут осуществляться по различным схемам.

Так, функции координации и методического руководства организацией защиты государственных информационных ресурсов всех уровней возлагаются на ФАПСИ при участии Гостехкомиссии России в части некриптографических методов и средств защиты информации. Организация управления государственными информационными ресурсами может модифицироваться в соответствии с изменениями задач и структуры государственного управления в целом или в ее отдельных частях. Например, в особый период основной целью государственного управления информационными ресурсами становятся оперативное представление Президенту Российской Федерации, высшим органам государственной власти Российской Федерации, Совету Безопасности Российской Федерации специальной информации, необходимой для принятия решений в области безопасности, обороны, мобилизационной готовности и связанных с этими проблемами вопросам, а также обеспечение информационной безопасности информационных и телекоммуникационных сетей и баз данных.

В связи с этим, в особый период координация и управление основными государственными информационными ресурсами возлагается на ФАПСИ. Как указывалось выше, в органах и организациях различной ведомственной и территориальной принадлежности, принадлежащих к разным уровням управления, методы управления государственными информационными ресурсами должны быть совместимыми и соответствующими единой государственной политике в области управления государственными информационными ресурсами.

Понятие информационных ресурсов и их классификация (основные типы)

В связи с этим общая координация работ по управлению государственными информационными ресурсами и методическое обеспечение этих работ должны быть возложены на федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за проведение государственной политики и осуществляющим управление в области информатизации, а также координацию в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

С учетом существующей нормативной базы, таким органом целесообразно определить Министерство Российской Федерации по связи и информатизации. Правовые отношения между субъектами управления государственными информационными ресурсами Управление информационными ресурсами должно строиться на принципах признания права собственности на информационные ресурсы. Это позволит в дальнейшем опереться на силу гражданского и уголовного права при регулировании взаимоотношений и введению государственных информационных ресурсов в гражданский оборот.

Безоговорочно признается превалирующее право собственности государства на информационные ресурсы, создаваемые, приобретаемые, накапливаемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных законом способов. Ни одно министерство, ведомство или организация федерального уровня, равно как и субъекта Российской Федерации не может быть собственником создаваемых накапливаемых за счет средств бюджета информационных ресурсов, а только владельцем или пользователем этих ресурсов.


Читайте также:

  • Жалоба на отказ в отводе судьи
  • Взять ипотеку на квартиру по переуступке
  • Как платить алименты на ребенка находясь в браке