Главная | Уголовный юрист | Основания для возбуждения уголовного дела по налоговому преступлению

Лучше заплатить

Как правило, на практике решения о возбуждении уголовного дела принимаются на основе проведенных подразделениями по налоговым преступлениям МВД РФ проверок, в том числе документальных, налогоплательщиков. В этой связи некоторые специалисты небезосновательно утверждают, что применительно к уголовным делам о налоговых преступлениях поводами и основаниями к их возбуждению являются акты предшествующих документальных проверок, установивших уклонение от уплаты налогов.

В силу этого дискуссионным является вопрос о правовой природе этой проверки. В литературе встречается мнение, что документальная проверка налогоплательщика — оперативное мероприятие. Разделяет эту точку зрения и В. При этом он отмечает, что такой вывод можно сделать только на основании расширительного толкования, которое является мерой вынужденной. Однако высказывается и другая точка зрения, согласно которой подобные проверки имеют административную природу. Думается, что проверка документов налогоплательщиков, направленная на выявление, прежде всего, нарушений налогового законодательства, по своему содержанию, методам и кругу проверяющих субъектов имеет административно-правовой характер.

В качестве нормативного обоснования данного вывода можно сослаться на п. В настоящее время ни в теории, ни на практике не существует единообразного подхода в вопросе о правовых основаниях и, как следствие, объеме правомочий органов внутренних дел при проверке сообщения о совершенном или готовящемся преступлении.

основания для возбуждения уголовного дела по налоговому преступлению ожидал чего-то

Это обусловлено наличием нескольких нормативно-правовых актов, к тому же не во всем между собой согласующихся, которыми руководствуется милиция. К таким актам относятся: В соответствии с п. Однако в нормативно-правовом порядке не установлен порядок совершения самих контрольных мероприятий, недостаточно регламентированы права проверяющих должностных лиц и проверяемых субъектов, а также способы защиты прав и интересов проверявшихся физических лиц и организаций.

На практике это приводит к злоупотреблениям со стороны сотрудников милиции, имеющих возможность осуществлять свои властные полномочия как на основании Закона об ОРД, так и на основании Закона о милиции. Нормы указанных не содержат каких-либо требований к порядку производства и документального оформления производимых осмотра обследования помещений налогоплательщиков, изъятия документов в ходе проведения оперативных и контрольных мероприятий, направленных на выявление признаков нарушения налогового законодательства, влекущего уголовную ответственность.

Такое положение дел является, на наш взгляд, недостатком правового регулирования рассматриваемых отношений, поскольку сложившаяся нормативная система допускает неоправданно широкие возможности для усмотрения правоприменителя, что создает угрозу нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков. Иными словами, существующее правовое регулирование дает возможность органам внутренних дел: При этом процедуры проведения как оперативно-розыскных, так и контрольных мероприятий либо вообще не регламентированы как например, документальные проверки , либо имеют недостаточную правовую регламентацию в частности, отсутствие порядка документального оформления изъятия документов в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Полагаем, что предоставление права милиции проводить проверки налогоплательщиков с целью рассмотрения сообщения о налоговом преступлении и установления оснований для возбуждения уголовного дела является излишним, по сути дублирующим контрольные функции налоговых органов.

Именно на налоговые органы законом возложены обязанности по осуществлению налогового контроля ст. Возложение идентичных по сути контрольных функций на различные государственные органы свидетельствует о чрезмерном государственном вмешательстве в деятельность налогоплательщиков. Возможность производства самостоятельных проверок органами внутренних дел не согласуется с нормами Налогового кодекса РФ, в частности, со статьей 9, не включающей органы внутренних дел в число участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и со статьей 36, регламентирующей полномочия данных государственных органов в налоговой сфере и сводящей их исключительно к участию вместе с налоговыми органами в проводимых последними выездных налоговых проверках.

В литературе высказывается мнение, что говоря о проверках органов внутренних дел, речь фактически идет об оперативно-розыскной деятельности и этим данные проверки отличаются от проверок, проводимых налоговыми органами. С таким мнением трудно согласиться, поскольку, во-первых, Закон об ОРД не выделяет такого оперативно-розыскного мероприятия как проверка налогоплательщиков, а во-вторых, по методам проведения органами внутренних дел на практике проверок налогоплательщиков невозможно выявить различия указанных проверок и проверок, осуществляемых налоговыми органами.

Специфика отношений в налоговой сфере, обусловленная многообразием видов налогов и специфическими особенностями их регулирования, сложностью установленного порядка исчисления и уплаты налоговых платежей, а также постоянно продолжающийся процесс изменения и реформирования налогово-правового регулирования, предопределяет использование налоговыми органами особых форм и методов государственного контроля за исполнением налогоплательщиками своих обязанностей, отличных от методики осуществления контрольной деятельности другими государственными органами, в том числе милицией.

Обращение внимания в данном случае именно на соотнесение контрольной деятельности с требованиями налогового законодательства является обязательным условием соблюдения прав налогоплательщика. Скрупулезно разработанная налоговыми органами в течение многих лет процедура налогового контроля включая методические рекомендации по контролю за правильностью исчисления и уплаты различных видов налогов , ориентированная на особенности применения налогово-правовых предписаний, позволяет учесть все аспекты налогообложения и квалифицированно оценивать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков с точки зрения налоговых последствий.

Цели же и задачи органов внутренних дел в сфере защиты фискальных интересов государства обусловливают использование ими иных правовых средств и методов обнаружения и пресечения противоправных действий налогоплательщиков. Ранее такое право было у органов налоговой полиции, что регламентировалось НК РФ. Порядок действий в рамках осуществления рассматриваемых функций специалистами упраздненной Федеральной службы налоговой полиции регулировался предписаниями налогового законодательства РФ.

Соловьев, такой порядок фактически позволял оперативным сотрудникам осуществлять проверки налогоплательщиков и оформлять их результаты в соответствии с регламентом, которым пользовались сотрудники налоговых инспекций. В результате проверочные мероприятия органов налоговой полиции и налоговых органов были в значительной степени унифицированы и выявленные в ходе их проведения факты нарушения налогового законодательства единообразно оформлялись независимо от того, имели они криминальный характер или нет.

Передача функций органов налоговой полиции органам внутренних дел без породило правовую неопределенность их деятельности в рамках осуществляемых ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения. Именно поэтому, на наш взгляд, в науке было высказано мнение, что поскольку участие органов внутренних дел в налоговых отношениях ограничено вопросами участия их представителей в выездных налоговых проверках, проводимых налоговыми органами, без даже минимальной конкретизации их правового положения при этом гл.

Проверки же налогоплательщиков, проводимые милицией, носят дублирующий и заведомо незаконный характер.

Подписывайтесь на наши новости!

С таким утверждением, как следует из вышеизложенного, мы соглашаемся. В то же время, с целью недопущения необоснованного возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях у органов внутренних дел должно быть сохранено право проведения документальных проверок налогоплательщиков, что в полной мере согласуется с ч.

С этой целью в п. Содержанием документальной проверки является изучение и анализ документов, отражающих возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей налогоплательщика, а также иные обстоятельства, имеющие налогово-правовое значение, с целью установления наличия или отсутствия факта нарушения законодательства о налогах и сборах, влекущего административно-правовые или уголовно-правовые последствия.

Информация, получаемая в результате документальной проверки, позволяет прийти к выводу о наличии или отсутствии в действиях бездействии налогоплательщика признаков налогового преступления. Отдельно следует остановиться на вопросе об источниках предоставления документов для их проверки в соответствующее подразделение органов внутренних дел.

Документы могут быть представлены: Правовое основание — п. Правовое основание — ст. Достаточно спорной представляется получившая повсеместно практика изъятия документов на основании п. Согласился с таким толкованием и Верховный Суд РФ: Несмотря на то, что приведенный вывод высшей судебной инстанции касался оценки действий упраздненной в году налоговой полиции, он в полной мере актуален и сегодня, поскольку анализируемая норма ст.

С таким расширительным толкованием закона невозможно согласиться, тем более что оно приводит на практике к нарушениям прав граждан и организаций при изъятии у них документов. Закон об ОРД, как уже было отмечено выше, не содержит требований к документальному оформлению изымаемых документов. Сказанное в полной мере относится и к такому оперативно-розыскному мероприятию как обследование помещений, зданий, сооружений. В этой связи видится необходимым на нормативно-правовом уровне закрепить процедурные правила проведения указанных оперативно-розыскных мероприятий.

Исходя из этого, норму, содержащуюся в п. Обследование осмотр помещений, зданий, сооружений, транспортных средств, а также изъятие предметов, материалов документов и сообщений в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий должны производиться в порядке, предусмотренном п. Второе место по частоте применения в качестве повода к возбуждению уголовных дел по налоговым преступлениям занимают сообщения инспекций Федеральной налоговой службы РФ, сделанные ими при выявлении в ходе осуществления налогового контроля обстоятельств, позволяющих предполагать наличие признаков налогового преступления в деятельности налогоплательщика.

Налоговый кодекс РФ предусматривает обязанность налоговых органов направить материалы налоговой проверки в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в случае, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога сбора налогоплательщик плательщик сбора полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предпологать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления ч.

Следует особо отметить, что приводимая редакция положений ч. Столь существенное изменение регламентации взаимоотношений органов внутренних дел и налоговых органов является спорным, поскольку подталкивает правоприменителя к возбуждению уголовного дела о налоговом преступлении лишь по факту налоговой недоимки, что является незаконным, о чем будет сказано ниже. Эффективность предложенного законодателем подхода покажет практика, однако думается, что уже сейчас есть все основания утверждать, что вводимые законоположения не вписываются в систему правового регулирования начальной стадии уголовного судопроизводства.

Механизм реализации обязанности налоговых органов, установленной ч. Несмотря на то, что указанная инструкция была рассчитана на применение в условиях действия прежней редакции ст. Об острой необходимости принятия указанного ведомственного акта неоднократно указывалось специалистами. Несмотря на то, что совместная Инструкция комплексно регулирует многие вопросы взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел, она оставила нерешенным ряд вопросов, существенно влияющих на процедуру инициации уголовного преследования по делам о налоговых преступлениях, актуальность правового решения которых возрастет после законодательного изменения порядка такого взаимодействия.

Так, совместная Инструкция закрепляет перечни документов применительно к отдельным видам налоговых преступлений, закрепляемых ст. Одним из проблемных вопросов, способ разрешения которого был предложен совместной Инструкцией, являлся вопрос о соблюдении процессуальных сроков проверки заявлений о налоговом преступлении, поступивших из налоговых органов, даже с учетом предусмотренной изменениями УПК РФ возможности их продления до тридцати суток ст.

Удивительно, но факт! Изложенные выводы подтверждаются п.

В связи с ограниченностью сроков проверки поступивших сообщений о налоговых преступлениях в науке оправдывался выработанный практикой подход, заключающийся в регистрации органами, уполномоченными проводить предварительное расследование, таких сообщений налоговых органов не в качестве сообщений о преступлении, а как входящей корреспонденции, сроки на проверку которой значительно превышают установленные ст.

После этого полученные сообщения проверялись на наличие признаков состава преступления, и в случае их обнаружения сообщения налоговых органов регистрировались в Книге учета сообщений о преступлении рапортом об обнаружении признаков преступления с обязательным принятием по нему решения в порядке ст. Примечательно, что несоответствие указанной практики положениям не только уголовно-процессуального законодательства, но и ведомственным актам вполне осознается и в науке и следственными работниками, однако оправдывается спецификой сообщений налоговых органов, заключающейся в необходимости их дополнительной проверки.

вдруг основания для возбуждения уголовного дела по налоговому преступлению снова пытался

Представляется, что описанные действия на стадии проверки сообщений налоговых органов о выявленных правонарушениях, содержащих признаки налоговых преступлений, как совершенные с нарушением установленного законодательно процессуального порядка, ставили под сомнение законность возбуждения уголовного дела. Однако развитие нормативного регулирования рассматриваемого аспекта следственной деятельности позволяет говорить о том, что правоприменитель не только не отказался от практики манипулирования установленными процессуальными сроками для обеспечения ведомственных интересов, но и установил нормативную модель взаимоотношений налоговых органов и органов внутренних дел, позволяющую многократно увеличить сроки доследственной проверки без видимого нарушения норм закона.

Так, рассматриваемая инструкция устанавливает право налоговых органов в целях обеспечения оперативности и повышения эффективности деятельности по рассмотрению материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, организовывать предварительное ознакомление с ними сотрудников органов внутренних дел Раздел 3 совместной Инструкции. При этом ознакомление организовывается до вручения налогоплательщику или налоговому агенту акта проверки и принятого по такому акту решения налогового органа, то есть еще до момента выявления обстоятельств, позволяющих предполагать совершение налогоплательщиком налогового преступления п.

С учетом того, что Налоговый кодекс РФ устанавливает обязанность налоговых органов передавать такие материалы в течение десяти дней с момента истечения двухмесячного срока со дня пропуска налогоплательщиком срока на добровольное исполнение требования об уплате налога, которое направляется налогоплательщику, как правило, по итогам проведения мероприятий налогового контроля, время доследственной проверки сведений налоговых органов может составить порядка восьми с половиной месяцев.

Поясним это на конкретном примере. После проведения выездной налоговой проверки акт выездной налоговой проверки должен быть составлен в течение двух месяцев при камеральной налоговой проверке — 10 дней. При несогласии налогоплательщика с результатами проверки он может представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения на акт налоговой проверки в течение 15 дней.

С учетом того, что сроки, устанавливаемые НК РФ в днях, исчисляются исходя из рабочих дней, на практике этот срок составит не менее трех недель, то есть 21 дня ст. Решение налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока на представление письменных возражений по акту проверки, однако этот срок может быть продлен не более чем на один месяц ст. Принятое налоговым органом решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручению налогоплательщику 14 календарных дней , в случае, если оно не было обжаловано в апелляционном порядке ч.

В случае подачи апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган должен рассмотреть её и принять решение в течение 1 месяца со дня ее получения. Этот срок может быть продлен на 15 дней как правило, 21 календарный день. С этого момента решение налогового органа вступает в силу и начинается десятидневный срок на выставление требования на уплату налога как правило, 14 календарных дней ст. По истечении этого времени следует начинать исчисление двухмесячного срока, по окончании которого в случае неисполнения налогоплательщиком требования об уплате налога, предусмотренного ст.

Заметим, что указанные сроки приведены без учета времени пересылки документов налогово-юрисдикционного процесса по почте, а также возможности продления времени рассмотрения материалов налоговой проверки ч. Следует отметить также возникшее противоречие между положениями совместной Инструкции и Налогового кодекса РФ, регламентирующими сроки передачи налоговыми органами материалов в органы внутренних дел. При этом Налоговый кодекс РФ основанием расчета этого десятидневного срока считает двухмесячную просрочку налогоплательщика исполнения требования об уплате налога.

Думается, что в рассматриваемых случаях должны применяться положения Налогового кодекса РФ как акта большей юридической силы, чем совместная Инструкция, однако на практике внутриведомственным предписаниям порой отдается приоритет. Таким образом, при надлежащей организации предусматриваемого Инструкцией ознакомления с материалами проведенной налоговой проверки, органы внутренних дел имеют возможность выявить в действиях налогоплательщика не только признаки, указывающие на совершение налогового преступления, достаточные для возбуждения уголовного дела, но и провести полномасштабную проверку деятельности налогоплательщика, ограниченную, однако, охватом проверки налоговых органов.

Примечательной в этом отношении является и попытка включить налоговые органы в круг участников уголовного процесса. Так, в соответствии с п. Из текста инструкции не вполне неясно, доказательств в каком производстве должны касаться эти рекомендации. Однако системное рассмотрение этих норм в совокупности с другими предписаниями раздела 3 совместной Инструкции позволяют говорить об их направленности именно на обеспечение информационного наполнения доказательственной деятельности в уголовном процессе еще до принятия органом внутренних дел сообщения о готовящемся или совершенном преступлении.

Мероприятия

Кроме того, доказательственная база производства о налоговом правонарушении на момент ознакомления органа внутренних дел с материалами налоговой проверки, как правило, уже сформирована, зафиксирована в соответствии с требованиями налогового законодательства, и её дополнительного закрепления с учетом требования уголовно-процессуального законодательства, а именно это, очевидно имели в виду разработчики Инструкции не требуется.

Следует отметить также, что действия по установлению и закреплению доказательств не входят в законодательно определяемую компетенцию налоговых органов ст. Таким образом, проблемы реализации целей принятия указанных изменений — уменьшение числа безосновательно возбужденных и прекращенных впоследствии уголовных дел, ограничение возможности давления на налогоплательщиков со стороны налоговых органов, активно обсуждаемые в последнее время профессиональным сообществом , едва ли могут быть достигнуты.

Анализ действующей нормативной базы и практики следственной работы по делам о налоговых правонарушениях позволяет предположить, что существование такого механизма, даже закрепленного надлежащим образом, излишне, и не отвечает задачам стадии возбуждения уголовного дела. Так, состав передаваемых налоговыми органами материалов, перечень которых утвержден совместной Инструкцией применительно к отдельным составам налоговых преступлений Раздел 2 , позволяет определить большинство обстоятельств, подлежащих выяснению для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В специальной литературе относительно этого было небезосновательно отмечено, что в подобных случаях для определения достаточности оснований для возбуждения уголовного дела может даже не быть необходимым проводить какую-либо дополнительную проверку материалов налоговых органов. Попутно стоит обратить внимание на то, что в указанных случаях налоговый орган осуществляет предварительную квалификацию деяния, не имеющую процессуального значения, между тем во многом задающую направленность всего последующего хода следственной деятельности.


Читайте также:

  • Возражение на исполнение судебного приказа взыскании алиментов
  • Где готовят военных прокуроров в москве
  • Для кражи вещей из стима
  • Какие документы нужны при разводе в беларуси
  • Постановление следователя о возбуждении уголовного дела это
  • Как попасть в программу ипотеки молодая семья
  • Заявление в прокуратуру о трудовых спорах образец