Главная | Защита прав потребителя | Правовые аспекты аренды земли

АРЕНДА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ. Правовые Аспекты. Диплом. Уникальная Работа.

Судебная защита прав граждан при выделе земельного участка в натуре в счет земельных долей Правовое регулирование аренды земельных участков и судебная защита прав ее участников Аренда земельных участков является в настоящее время одним из самых распространенных договоров в сфере имущественного оборота. Мировой опыт показывает, что аренда является наиболее удобным и взаимовыгодным для обеих сторон способом включения земельных участков в имущественный земельный оборот.

Аренда облегчает доступ к земле тем, кто может рационально ее использовать, позволяет расширить круг участников землепользования, дает возможность удовлетворять потребности граждан, нуждающихся во временном использовании земельных участков, вовлекать неиспользуемые собственником земли в позитивную хозяйственную деятельность, предоставляет собственнику правовую и экономическую возможность извлекать полезные свойства из земельного участка в виде арендной платы.

Широкое распространение аренды земельных участков отвечает задачам постепенного вхождения земельных собственников и землевладельцев в рыночные отношения, является надежным средством передачи публичной и частной земельной собственности во временное владение и пользование другим лицам при условии надлежащего использования земельных участков с соблюдением требований земельного законодательства.

В годы Советской власти роль аренды явно недооценивалась и, более того, каралась различными видами юридической ответственности, вплоть до уголовной. Аренда имущества ограничивалась имущественным наймом жилых и непроизводственных помещений либо договором бытового подряда. Аренда земель сельскохозяйственного назначения была запрещена в г. С изменением социально-экономических отношений в нашей стране в конце х гг. Они содержали развернутое определение понятия аренды и арендных отношений, раскрывали сферу и объекты аренды, характеризовали стороны и содержание арендного договора, излагали правила выкупа арендуемого имущества, предусматривали принципы выплаты арендной платы, сроки действия договора, порядок и основания его расторжения, прекращения и продления.

Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28 февраля г. Помимо этого Основы наделили правами арендодателя земли соответствующие Советы народных депутатов, установили, что условия аренды определяются по соглашению сторон и закрепляются в договоре. Арендатор получил преимущественное право возобновления договора на аренду земли по истечении срока его действия. Арендованные участки земель сельскохозяйственного назначения по согласованию сторон могли передаваться во владение арендатору.

Колхозы, совхозы, другие государственные и кооперативные сельскохозяйственные предприятия получили право закреплять землю за отдельными работниками и арендными коллективами в порядке внутрихозяйственного землеустройства. Кроме того, граждане России получили право приобретать земельные участки в пожизненное наследуемое владение или в аренду для индивидуального или коллективного дачного строительства; строительства коллективных и индивидуальных гаражей; предпринимательской деятельности и иных не запрещенных законом целей ст.

правовые аспекты аренды земли Шута

В настоящее время вопросы аренды земельных участков в нашей стране регулируются Гражданским и Земельным кодексами Российской Федерации, Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами. Общие положения об аренде недвижимого имущества, о порядке заключения и исполнения договора аренды, иных важнейших вопросах аренды закреплены в первой и второй частях Гражданского кодекса РФ действуют и в отношении аренды земельных участков.

По договору аренды имущественного найма арендодатель наймодатель обязуется предоставить арендатору нанимателю имущество в пользование за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества становятся собственностью арендодателя ст. Следует подчеркнуть, что аренда земельных участков предполагает не только пользование ими, то есть извлечение полезных свойств из земельного участка, получение плодов и доходов от их использования по прямому назначению, но и владение ими, то есть фактическое обладание земельным участком.

Как указано в ст. В то же время п. Надо ли понимать это разрешение лишь ограниченному перечню лиц-арендодателей или таковыми могут быть и лица, уполномоченные законом и собственником? На наш взгляд, при определении круга граждан, способных выступать в роли арендодателей, следует придерживаться положений ст. Например, Земельный кодекс РФ допускает законного представителя несовершеннолетнего наследника в качестве арендодателя по передаче в аренду унаследованного земельного участка1Согласно ст. Таким образом, по нашему мнению, содержание п.

Публично-правовые образования, обладающие публичной государственной и муниципальной собственностью в силу закона, вправе выступать арендодателями земельных участков с соблюдением порядка процедуры , предусмотренного ст. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в случаях и в порядке, предусмотренными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, от их имени и по специальному поручению могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане п.

В настоящее время функции управления федеральной собственностью выполняет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. В соответствии с Положением о данном агентстве, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 ноября г. К таковым функциям, в частности, относятся: На уровне субъектов Российской Федерации аналогичные функции в отношении земельных участков, относящихся к государственной собственности субъекта Федерации выполняют соответствующие структуры субъекта Федерации.

Так, например, Главное управление государственного имущества Воронежской области осуществляет в качестве арендодателя передачу в аренду земельных участков, включая участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности области, заключает договоры аренды и дополнительные соглашения этих земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в черте города Воронежа, рассчитывает арендную плату за земельные участки, ведет реестр договоров, осуществляет контроль за исполнением условий таких договоров и поступлением платежей по ним, проводит соответствующую претензионную работу, участвует в судебных заседаниях по взысканию долга по арендным платежам за земельные участки областного уровня.

Как известно, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. В свою очередь, земельная государственная собственность имеет два уровня: В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности Федеральным законом от 17 апреля г.

В аналогичных целях к собственности субъектов Российской Федерации относятся: Помимо государственной собственности в нашей стране существует и муниципальная земельная собственность ч. Как отмечено в ст. В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: Изданные Правительством РФ до 1 июля г. Действие Федерального закона от 17 июля г. Распоряжение неразграниченными землями осуществляется за рамками Земельного кодекса РФ — в соответствии с переходными положениями Федерального закона от 25 октября г. Несмотря на известную презумпцию государственной собственности, распоряжение такими землями осуществляют органы местного самоуправления.

В последнее время существенно изменены положения действующего законодательства относительно полномочий государственных и муниципальных органов по распоряжению земельными ресурсами, включая предоставление земельных участков в аренду и взимание арендной платы. Данным Законом право распоряжения включая предоставление в аренду неразграниченными государственными землями предоставлено: Законами субъектов РФ право распоряжения неразграниченными государственными землями может быть предоставлено: Районные, городские, поселковые, сельские Советы потеряли право определять порядок распоряжения и предоставления земельных участков на подведомственных им территориях, а поселковые, сельские администрации лишились права взимать плату за землю.

Этими полномочиями названные субъекты земельного права обладали на основании п. Полномочия по взиманию платы за землю сохранены у администраций городских поселений и муниципальных районов. В соответствии со ст. В переходный период законами субъектов РФ может быть предусмотрено решение вопросов местного значения вновь образованных поселений органами местного самоуправления муниципальных районов. С 1 июля г. В то же время новая редакция п. Если арендодатель не предоставил арендатору сданное внаем имущество в указанный в договоре аренды срок, а в случае, когда в договоре такой срок не указан, — в разумный срок, арендатор вправе истребовать от него это имущество в соответствии со ст.

В случае обнаружения недостатков передаваемого в аренду земельного участка ст. Арендодатель, извещенный о требованиях арендатора, может предоставить арендатору другой аналогичный земельный участок, без обнаруженных недостатков, или произвести за свой счет улучшение земельного участка если это, конечно, возможно.

Правовое регулирование аренды земельных участков и судебная защита прав ее участников

Если требования арендатора удовлетворяются не полностью или сумма удержанных им из арендной платы расходов не покрывает причиненных убытков, он вправе потребовать у арендодателя возмещения их непокрытой части. Если на арендуемом имуществе лежат обременения, связанные с правами третьих лиц на земельный участок сервитут, право залога , то арендатор не вправе прекратить или изменить эти права, но арендодатель обязан предупредить арендатора обо всех таких правах третьих лиц. Неисполнение этой обязанности дает арендатору право требовать уменьшения арендной платы или расторжения договора и возмещения убытков ст.

В случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное. Арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением случая, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора ст.

В случае, когда арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды. Стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором без согласия арендодателя, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено законом.

Улучшения арендованного имущества, как отделимые, так и неотделимые, произведенные за счет амортизационных отчислений от этого имущества, являются собственностью арендодателя ст. В законе или договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.

Если условие о выкупе арендованного имущества не предусмотрено в договоре аренды, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон, которые при этом вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену. Законом могут быть установлены случаи запрещения выкупа арендованного имущества ст. Граждане, использующие земельные участки на праве аренды, имеют право на компенсацию затрат, вложенных в целях повышения плодородия почв улучшение земельного участка , при добровольном отказе от земельного участка и на возмещение убытков в случае выкупа у собственника этого участка для государственных или муниципальных нужд.

Правовое регулирование земельного оборота осуществляется на основе вышеизложенных норм ГК РФ, но с учетом ряда особенностей, предусмотренных земельным законодательством. Эти особенности обусловлены, как уже отмечалось, особой ролью и огромным значением земельных ресурсов для жизнедеятельности всего человечества на земле, конституционным положениям о земле и других природных ресурсах, как основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории ч.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона ч. Таким образом, правовое регулирование аренды земельных участков осуществляется на основе норм Гражданского, Земельного кодексов и иных источников гражданского и земельного права с учетом специфики земельно-правовых отношений и договорных конструкций, обслуживающих земельный оборот в России. Участие земельных участков в имущественном земельном обороте, включая передачу их в аренду, осуществляется должно осуществляться с соблюдением известных принципов земельного законодательства, закрепленных в ст.

Предметом аренды могут быть только земельные участки, не изъятые из оборота, за исключением случаев, установленных федеральными законами п. Не могут быть объектом аренды и земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, с учетом ограничений, установленных законом. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: Под угрозой признания договора незаключенным должны быть указаны данные, позволяющие с достаточной точностью достоверностью установить границы, площадь и иные индивидуальные признаки арендуемого объекта, в частности, земельного участка.

Предметом договора аренды может быть часть земельного участка. Как указано в п. Статья 1 Закона о землеустройстве также отмечает, что объектами землеустройства могут быть части земельных участков.

Еще по теме 5.7. Правовые аспекты оценки прав аренды земельных участков:

Как уже отмечалось, Закон о государственной регистрации также предоставляет такую правовую возможность п. Иными словами, предоставляемая в аренду часть земельного участка также должна быть подвергнута кадастровому учету и в отношении этой части должен быть составлен кадастровый план, границы этой части участка должны быть описаны и удостоверены в установленном законом порядке.

Части земельного участка присваивается кадастровый номер, изготавливается кадастровая карта план и формируется кадастровое дело. Предъявление таких жестких требований к индивидуализации части земельного участка дает некоторым исследователям повод утверждать о появлении нового, самостоятельного выделенного земельного участка и о невозможности части земельного участка быть предметом земельно-правовой сделки. Ерш полагает, что часть земельного участка не может участвовать в имущественном обороте, поскольку часть земельного участка не может быть индивидуализирована в соответствии с требованиями закона и не может являться самостоятельным предметом сделки.

Как только часть земельного участка становится индивидуализированной в соответствии с требованиями земельного законодательства, то она становится отдельным объектом и перестает быть частью. Раздел земельного участка означает создание иных объектов гражданских прав02Ерш А. Скловский замечает, что указанный в ст. Применение гражданского законодательства о собственности и владении. Степанова отмечает, что земельный участок неделим по своей юридической природе и что выделение земельного участка в натуре уже само по себе означает прекращение первоначального объекта и появление двух новых, которые суммарно территориально, пространственно соответствуют предшествующему объекту05Степанов С.

Межвузовский сборник научных трудов. Имеются мнения о том, что часть земельного участка не может быть объектом вещных прав, а объектом обязательственных прав — может. Исходя из этого, часть земельного участка может быть предметом сделок, не предусматривающих отчуждения данной части земельного участка.

Удивительно, но факт! При этом необходимо учитывать требования, установленные пунктом 1.

Арендодатель вправе предоставить в аренду часть земельного участка с соблюдением требования законодательства о выполнении определенных действий по относительной индивидуализации передаваемой в аренду части земельного участка и разрешенного землепользования. В этом случае права арендодателя в отношении всего земельного участка обременяются арендой части этого участка. Законодатель как бы наделяет земельный участок, возможный для предоставления его части в аренду, признаками сложной вещи.

Другое дело, когда возникнет необходимость реального выдела части земельного участка в натуре из общей площади существующего цельного участка, например, в связи с выкупом этой части арендуемого участка.


Читайте также:

  • Что после лишения родительских прав
  • Свидетельство о приватизации квартиры это
  • Закон о приватизации квартиры 2017